Ветка сирени упала на грудь

О чём  должны говорить женщины в свой праздник? Конечно же, о милых женскому сердцу пустяках вроде цветов, шляпок, духов и  украшений.  Сиреневые шляпки и духи мы уже обсудили. На очереди – сиреневые украшения.  Эти маленькие «сиренезаменители» помогут нам  продержаться до того  мгновения, когда в наших садах расцветёт настоящая сирень.

Погрузившись в тему, я обнаружила, что как объект ювелирного искусства сирень встречается нечасто. То есть, все сиреневые брошки мира можно легко сосчитать на пальцах рук и ног. Почему так получилось?   Скорее всего, из-за сложности работы, ведь это не ромашка, тут нужно потрудиться.  И тогда рождаются настоящие шедевры. Золотая брошь Tiffany  с бриллиантами на аукционе Кристи  была продана за 10.600 долларов.  Из недоступных простым смертным – произведения  René Lalique. Я даже примерно не могу предположить, сколько может стоить кулон 1904 года и прекрасная брошь, выполненная в стиле Art Nouveau.

Конечно, эти вещи  редкие и коллекционные. Например, Trifari , сделанные Алфредом Филиппом, ценятся высоко.  Цена на винтажные броши Trifari  из простого ювелирного сплава и стекляшек запросто переваливает за тысячу долларов. К примеру, эта брошь  с фиолетовыми цветками была продана на аукционе за $ 1700.

Её бело-розовая сестра — за $ 1300,  а брошь из двух чудесных веточек —  за $ 500.

В частных коллекциях находятся две броши ювелирной фирмы JAR (Joel Arthur Rosenthal). На  изготовление каждой ушло два с половиной года. Белая сирень сделана в 2001 году из 10.500 бриллиантов, зелёных гранатов, серебра, золота и алюминия.  Тёмно-лиловая – в 2002 из  фиолетовых сапфиров разного оттенка, зелёных гранатов, серебра, золота, алюминия. Тогда же была сделана специальная шкатулка (на фото справа) в форме сирени (яшма, гранаты, эмаль, бронза).  В 2013 к сиреневой коллекции JAR  были добавлены серьги в форме веточки сирени.

По рассказам тех, кто видел все эти изделия JAR на выставке в музее Метрополитен, сирень выглядит как живая, но я почему-то в этом сомневаюсь.  Разве что шкатулка? А вот следующие произведения ювелирного искусства точно не спутаешь с вистерией или гиацинтом. Это  брошь ювелира Maison Vever  эпохи Art Nouveau  и часть  диадемы, сделанной  в 19 веке.

Прекрасная  брошь работы известного ювелира из Нью-Йорка Iradj Moini . Фотографии с сайта http://forgotten-romance.com/  Здесь же можно купить её за $1275

Все эти предметы  могли бы достойно украсить наши будни, однако их стоимость делает нашу встречу невозможной.  Но к счастью, существуют в мире  и более  доступные варианты, за которыми идёт охота в самых разных уголках мира.  Почему охота? Во-первых, потому что сирень  любят  многие. Во-вторых, потому что современные ювелиры делать её не любят.  И  всё, что нам остаётся  — это идти по следу  винтажных брошей, которые наши мамы, бабушки и прабабушки любили так же, как сегодня их любим мы.  Рассказ о своей коллекции  я начну с броши  Joan Rivers.  Великолепная эмаль, красивая форма, некая монументальность и добротность  исполнения, а также ботаническая похожесть, которая часто отсутствует во многих изделиях, созданных «по цветочным мотивам», делают её одной из самых красивых в моей коллекции.

Многие предметы бижутерии, выпущенной знаменитой актрисой Joan Rivers, являются примерными копиями великих творений старых мастеров.  Вот и у моей броши есть прабабушка благородных кровей, сделанная в 1862 году парижским ювелирным домом Mellerio dits Meller. Конечно, сравнивать бледную копию с оригиналом, усыпанным  бриллиантами, глупо. Ювелир, создавший брошь-прабабушку, был большим мастером, и уж точно держал перед собой веточку живой сирени. Посмотрите, как окрашены бутоны и уже распустившие цветки! Как меняется цвет эмали от верхушки соцветия к его основанию, как точно передана форма цветков и бутонов.

Эту брошь приобрела императрица  Франции Эжени,  как и вторую, которую вы видите на  картинке внизу.  Вторая брошь, сделанная  домом Léon Rouvenat в 1867 году, стоила ей 25 тысяч франков.  На эту брошь, длина которой 14 см, ушло более 400 бриллиантов.  Сегодня обе броши находятся в частных коллекциях.  Кстати, и у второй броши были правнучки.  Та, что есть у меня,  точно была незаконнорождённым  дитём, выросшим в трущобах.  Даже камушки-заплатки в серединке её цветков оказались разноцветными. Припорошённая пылью времён и окраин, эта Золушка мила и без бриллиантов, а  погнутая игла и слегка потёртый металл намекают на то, что дитя трущоб пережило немало приключений на своём веку.

Началась моя «брошечная» коллекция  лет 6 назад с подарка Николь Джордан, президента Международного общества сирени. Её друзья приехали в Москву и привезли мне кучу всяких приятных сувениров, среди которых оказалась брошь американской фирмы Monet. Листья у неё были похожи на листья персидской сирени.

Я полезла в интернет почитать информацию об этой фирме, и обнаружила в их коллекции ещё одну сиреневую брошь, но уже с мелкими округлыми листьями.

Так, персидская сирень и мелколистная положили начало моей коллекции. За ними последовал  простенький гарнитур  (брошь +клипсы) из 50-х.

Знаменитые  феечки  Kirks Folly покупались в разное время в разных странах. Феечки очень не любят фотографироваться и в момент съёмки постоянно корчат рожицы, хотя на самом деле они  миленькие.

Броши  MFA (Museum of Fine Arts) – Бостонского Музея изящных искусств – гордость любой коллекции.   Мастерские музея делают как копии старинных или известных произведений ювелирного искусства в более демократичном исполнении, так и интересные изделия по мотивам живописных полотен или гравюр.  Для создания сиреневых брошей был использован знаменитый ботанический рисунок Пьера-Жозефа Редуте.  Эти броши могут быть штампованными, простенькими, или сложносочинёнными, с красивой, переливчатой эмалью.

Есть в моей коллекции броши из  кости, вырезанные в Dieppe (Франция) в 19 веке.

Всё, что вы видите на следующих фотографиях,  купить не удалось – или цена была слишком высокой, или в аукционе участвовали профессионалы, которых обойти очень трудно.

Я стараюсь не пропускать ни одной ювелирной веточки сирени, которая попадает в поле моего зрения, это не менее увлекательно, чем поиск новых сортов для сада. Брошь, сделанная по рисунку Редуте, прибыла ко мне из Парижа, та, что с лиловыми листьями — из Лондона.

Эта парочка  куплена по случаю в США

Букет сирени производства Чехословакии (60-е годы прошлого века) я купила на Блохе на Тишинке, а брошку американской фирмы Zarah — в интернет магазине.

У следующих близняшек, родившихся в США примерно в 1930 году, есть ещё одна сестра с жёлтыми цветками.  Для «Примроуза» она показалась мне слишком яркой, поэтому я решила её игнорировать. Почему-то именно эти мои броши все воспринимают за «официальный жетон Международного общества сирени». Мужчины якобы носят голубой жетон, женщины  — розовый.

Очень старые броши-клипсы. Такими пристёгивали меховые горжетки или палантины, а также носили на башмачках. Мои почему-то оказались с камушками разного цвета — одна с белыми, другая — с пурпурными.

Брошки американской фирмы Rafaelian очень миленькие. Они бывают всех оттенков розового цвета, с камушками в серединке и без. Голубые встречаются редко. Поскольку они довольно маленькие и изящные, их можно носить по несколько штук сразу.

Знаменитая фирма Trifari  к теме сирени обращалась несколько раз. Помимо тех потрясающих брошей, которые вы видели в начале моего рассказа, она выпускала и более дешёвые варианты.  Дешёвые – не значит некрасивые.  Как, к примеру, этот гарнитур из 50-х прошлого века.

Или эти очаровательные малютки.

Следующая ветка сирени Trifari  может упасть только на грудь  достойного размера – она довольно большая и тяжёлая. Сфотографировать её мне не удаётся. Но эта брошь – одна  из самых красивых в моей коллекции. В каждом её цветке – маленький фиолетовый камушек. Листья изящно подвёрнуты и отделаны белыми стразами по отворотам.  Патент на эту брошь датирован 1942 годом.

Эту прекрасную брошь Trifari мне никак не удаётся приобрести. Она бывает разных цветов. И даже пёстрой, когда каждый цветок имеет свою окраску. Розовая и лиловая — самые красивые.

Старинную бронзовую брошь-клипсу  эпохи Art Nouveau я купила во Франции, а вышитую узелками — в Англии. Одна витиеватая, вторая — незатейливая, но обе любимые.

Брошь-клипса Ralf DeRosa  (1920) и брошь Christian Dior (70-е).

Редчайшая серебряная брошь Castlecliff.

Броши, расписанные вручную. Старинные и не очень.

Kramer of NY и Nolan Miller.

Незатейливые американские брошки середины прошлого века.

Сиреневая серия выпускается английской фирмой «Made in Wales» — серьги, броши, кулоны.

Двух одинаковых сиреней производства современной американской фирмы Lunch at the Ritz не встретишь —  они всегда будут немного отличаться друг от друга оттенком эмали, которая наносится вручную.

Мне очень нравятся сиреневые черепа Vivienne Westwood, но я сочла нефэншуйным носить их на себе.

И самая странная сиреневая брошь из встреченных мною. Я не стала её покупать, но потом пожалела об этом, хотя она кажется мне очень подозрительной. Набор символов наводит на мысли о тайном обществе сиреневодов-масонов. Книга, игла, повозка, молоток и …сирень.

На этом, пожалуй, я закончу свой праздничный обзор, посвящённый Международному женскому дню. Я включила в него не все свои сокровища, чуть-чуть оставила на потом. Желаю всем весеннего настроения!

8 марта 2015

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика